Пресс-релизы и мероприятия Посольства

Назад

"Донбасс – очаг военно-политической нестабильности в Европе: как долго будет длиться конфликт?"

Более шести лет продолжается вооруженный конфликт на востоке Украины, спровоцированный произошедшим в Киеве в 2014 году государственным переворотом. Это противостояние уже стало причиной гибели тысяч мирных жителей, разрушения гражданской инфраструктуры, огромного потока беженцев, повсеместных нарушений прав человека и катастрофического снижения жизненного уровня населения.

Для урегулирования конфликта в июне 2014 года по инициативе Президента Франции Ф.Олланда был создан переговорный формат, названный по месту первой встречи «нормандским». Тогда в переговорах помимо главы Франции приняли участие Президент России В.В.Путин, Канцлер Германии А.Меркель и Президент Украины П.А.Порошенко.

В феврале 2015 года лидерами нормандской четверки был согласован и принят Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, утвержденный резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, и разработаны шаги по их имплементации. В октябре 2015 года министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил механизм поэтапной реализации ряда положений «Комплекса мер», касающихся предоставления отдельным районам Донецкой и Луганской областей Украины особого статуса и проведения на этих территориях местных выборов. Впоследствии этот план получил название «формула Штайнмайера».

Таким образом, как мы видим, план мирного урегулирования в Донбассе и механизм его практической реализации были выработаны и согласованы еще более пяти лет назад, однако долгожданный мир в этом украинском регионе так и не наступил. Почему же?

Все это время украинские власти, сначала при Президенте П.А.Порошенко, а затем и при В.А.Зеленском, продолжают намеренно саботировать реализацию политической части договоренностей, пытаясь подвергнуть ее ревизии в одностороннем порядке и подменить реальное урегулирование бесконечным переговорным процессом. Так, за все это время состоялось более тридцати контактов в «нормандском формате», к работе которого практически с самого начала присоединились также министры иностранных дел и помощники глав России, Германии, Украины и Франции. По итогам всех этих переговоров принимались конкретные решения для урегулирования конфликта, однако с их практическим выполнением всегда возникали проблемы – большую их часть Киев попросту игнорировал. При этом украинские власти каждый раз после очередного невыполнения взятых на себя обязательств предлагали провести новый раунд переговоров.
И эта практика подмены выполнения согласованных решений бесконечным переговорным процессом стала для Киева системой.

Невольно возникает вопрос: а нужен ли киевским властям мир в Донбассе? Гражданам Украины он нужен абсолютно точно. Они дважды на президентских выборах голосовали за скорейшее разрешение конфликта, которое им щедро обещали в ходе предвыборной гонки сначала П.А.Порошенко, а потом и В.А.Зеленский. Однако после победы на выборах оба президента очень быстро забывали о своих обещаниях мира и скатывались к откровенной воинственной риторике.

Последний саммит лидеров «нормандской четверки» прошел 9 декабря 2019 года в Париже. Его согласованным итогом стали «незамедлительные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта» и «меры по выполнению политических положений Минских соглашений», подразумевавшие реализацию к апрелю 2020 года семи конкретных шагов. Однако за прошедшее время из них удалось выполнить только два, да и то только частично. Зато опять мы слышим воинственные реляции от высоких представителей из Киева, которые абсолютно никак не согласуются
с мирным урегулированием.

Все эти реляции украинских представителей, судя по всему, призваны отвлечь внимание от главного – Киев на словах декларирует приверженность Комплексу мер, однако на деле выполнять его не собирается. Не реализуется, как уже выше отмечалось, и большинство поручений «нормандского» саммита 9 декабря 2019 г. в Париже, в ходе которого Президент Украины В.Зеленский задекларировал приверженность полному выполнению Минских соглашений.

Вопреки своим заявлениям о приверженности идеалам демократии, соблюдению прав и свобод человека, руководство Украины, по сути, объявило охоту на всех, кто имеет собственные, отличные от официоза взгляды. Против несогласных с политикой нынешнего режима инициируются уголовные преследования.

Повсеместное и грубое нарушение прав человека стало обыденным инструментом украинских властей для оказания давления на людей, живущих в Донбассе. По данным ООН, с начала боевых действий в апреле 2014 года число погибших превысило 12 тысяч человек, сотни людей числятся пропавшими без вести, а сотни тысяч стали вынужденными переселенцами. При этом Киев продолжает введенную торгово-экономическую, энергетическую и транспортную блокаду юго-востока. Проживающие там граждане полностью исключены из электорального процесса – они не голосовали ни на выборах президента Украины, ни на недавно прошедших региональных выборах.

Складывается устойчивое впечатление, что проживающие в Донбассе люди попросту не нужны Киеву – украинские власти, абсолютно не стесняясь в средствах, делают все, чтобы зачистить от них эту территорию. Так, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, первый заместитель командующего Сил специальных операций Вооруженных сил Украины (ВСУ) С.Кривонос 15 октября с.г. в интервью украинскому изданию «Обозреватель» открыто признал, что ВСУ ждут удачного международно-политического момента, чтобы перейти в наступление в Донбассе. Он заявил, в частности, что «военнослужащие ожидают, когда В.Зеленским будет отдана команда, чтобы начать наступление». Причем происходит это при молчаливом согласии Запада, который предпочитает не замечать эти вопиющие нарушения прав человека в 21-м веке, а некоторые страны открыто поддерживают воинственную риторику украинских властей. Очевидно, что это опасный путь, чреватый созданием долгосрочного очага военно-политической нестабильности
в Европе.

Киев продолжает сознательно культивировать разделение общества по этническому и идеологическому признакам. Воинствующий шовинизм и ксенофобия возведены в ранг официальной политики. Продолжает свою работу скандальный украинский сайт «Миротворец», где собраны персональные данные на 120 с лишним тысяч несогласных с политикой Киева людей. Беспрецедентный характер приобрела ситуация с дискриминацией прав и свобод национальных меньшинств.

За последние шесть лет страну захлестнула волна насилия и преступлений, совершаемых по политическим и идеологическим мотивам. В большинстве случаев они не получают адекватной правовой оценки. Несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев и участников событий на майдане в феврале 2014 года, до сих пор не проведено объективное расследование так называемого «дела снайперов». В мае того же года весь цивилизованный мир содрогнулся от кровавой бойни, устроенной в Одессе фашиствующими украинскими националистами, в результате которой были заживо сожжены десятки ни в чем не повинных людей. Это преступление, как и многие другие, до сих пор остается не раскрытым, а заказчики и исполнители по-прежнему на свободе.

Царящий на Украине правовой нигилизм и беззаконие не встречает должной реакции со стороны западных партнеров, что лишь вдохновляет киевские власти на новые антидемократические шаги, нарушения норм морали и цивилизованного поведения. Никого не стесняясь, Киев продолжает заниматься порочной практикой сегрегации собственных граждан. Может быть все же настало время, в том числе и для Швейцарии, прекратить отмалчиваться и дать принципиальную оценку всему происходящему на Украине, призвать ее руководство вернуться в правовое поле и неукоснительно соблюдать взятые на себя международные обязательства. Последствия отказа Киева от этих норм могут оказаться необратимыми как для Украины, так и для Европы в целом.

 


Адрес:

Посольство Российской Федерации в Швейцарии

Бруннадернрайн 37, 3006, Берн

Телефоны:

+ 41 (0)31/352 05 66

+ 41 (0)31/352 64 65

+ 41 (0)31/352 05 68

Факс:

+ 41 (0)31/352 55 95

E-mail:

rusbotschaft@bluewin.ch

embassy.bern@mid.ru