"Обещаниями сыт не будешь"
Посольство Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации
Телефоны: + 41 (0) 31/352 05 66; + 41 (0) 31/352 64 65; + 41 (0) 31/352 05 68
/+ 41 (0) 79/367 11 11 (угроза жизни, здоровью, задержание, гуманитарные случаи)
16 декабря / 2021

"Обещаниями сыт не будешь"

Обратили внимание на статью журналиста «НЦЦ» А.Рюша «Россия требует слишком много, а предложить может мало», в которой он вновь использует свои «фирменные» методы подмены понятий и игнорирования «неудобных» фактов. Вынуждены констатировать, что весьма предвзятые сочинения этого автора по теме российско-украинских отношений, написанные по единому шаблону и выставляющие нашу страну сугубо
в негативном свете, к сожалению, публикуются этом издании с настойчивой регулярностью, что, по сути, нарушает право читателей на доступ
к объективной информации из разных источников.

Так, в упомянутой статье А.Рюш называет «диктатом» предложения Москвы о предоставлении конкретных юридических гарантий прекращения продвижения НАТО на восток и неразмещения вооружений у границ
России. Он считает, что для получения каких-либо предложений со стороны Запада сама Россия должна пойти на уступки, и при этом Москва, мол, не имеет право указывать, кого Североатлантический альянс может принимать
в члены, а кого нет. А уступки же надо делать, судя по всему, исходя из нынешнего статуса-кво, который преподносится журналистом как данность. При этом скромно умалчивается, что эта «данность» была сформирована по итогам нескольких волн расширения НАТО (включившего в себя все восточноевропейские государства ЕС и страны Балкан, кроме Сербии и Боснии и Герцеговины) и начала фактического военного освоения и накачки оружием Украины, граничащей с регионами центра и юга России.

Как известно, первоначально западные страны заверяли руководство Советского Союза, что после роспуска Организации Варшавского договора (ОВД) и объединения Германии в 1990 г. НАТО не продвинется дальше на восток «ни на дюйм» – это сказал, в частности, госсекретарь США Дж.Бейкер во время встречи с М.Горбачевым. Но были даны лишь устные обещания.
И вскоре наши западные партнеры почему-то о них забыли, утверждая, что, поскольку эти заявления не были зафиксированы письменно, что они, дескать, не действительны.

Как указано в заявлении МИД России от 10 декабря с.г., на которое ссылается А.Рюш (однако цитирует его крайне выборочно), помимо Вашингтонского договора и Основополагающего акта Россия-НАТО, у стран НАТО еще есть и обязательства в отношении неделимости безопасности
в Евроатлантике на всем пространстве ОБСЕ. Этот принцип был впервые продекларирован в Хельсинском Заключительном акте, а затем переподтвержден и усилен в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.,
в которой отмечено: «Безопасность каждого неразрывно связана
с безопасностью всех остальных». А в 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле была принята Хартия европейской безопасности, в которой акцентировалось, что государства-участники «не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств». Эти документы были подписаны главами государств и правительств ОБСЕ, включая все страны НАТО. Однако теперь руководство некоторых государств Восточной Европы, включая националистические силы, пришедшие к управлению Украиной в результате государственного переворота в 2014 г., хочет усиливать свою безопасность исключительно в ущерб безопасности России.

Именно поэтому Москва, как подчеркивает Президент В.В.Путин, настаивает на выработке серьезных долгосрочных юридических гарантий, исключающих любое дальнейшее продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих нам ударных систем вооружений на западных рубежах России – на территории стран как входящих, так и не входящих
в Североатлантический альянс.

Говоря же о необходимости обязательств со стороны самой России относительно неразмещения вооружений на собственной территории
на определенном расстоянии от НАТО, которые, дескать, представляют опасность для западных столиц, Рюш, видимо, намекает на идею реинкарнации фланговых ограничений по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Напомним, что ни одно из государств-членов НАТО так и не ратифицировало обновленное Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное в 1999 г. Новые же страны Альянса – Латвия, Литва, Эстония, Словения, Албания и Хорватия – вовсе отказались присоединяться
к Договору, хотя прибалтийские республики непосредственно граничат с нашей страной.

В сложившейся ситуации Российская Федерация была вынуждена заявить в 2007 г. о приостановлении применения ДОВСЕ. С тех пор мы последовательно выступаем за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европой, соответствующего современным потребностям и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.

В настоящее время Россия настаивает на получении четких ответов
от блока НАТО на выдвинутые нами ранее предложения по снижению напряженности в Европе, включая отвод районов оперативных учений от линии соприкосновения Россия-НАТО и согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов, в первую очередь – в балтийском и черноморском регионах. Мы предлагаем возобновить регулярный диалог между оборонными ведомствами по линии Россия-США и Россия-НАТО,
а также призываем Вашингтон присоединиться к одностороннему российскому мораторию на развертывание РСМД в Европе.

По указанным направлениям Москва в ближайшее время представит проекты международно-правовых документов. Но данные факты и обстоятельства журналист А.Рюш, к сожалению, предпочел обойти стороной. В заключение хотели бы добавить, что 15 декабря с.г. Россия уже передала представителям США конкретные предложения, направленные на выработку юридических гарантий по обеспечению безопасности нашей страны и непродвижению НАТО на восток.

Посольство России в Швейцарии